Огляд ЗМІ

  
Сообщений: 397
Украинцев заставят подписывать договора на вывоз мусора

Верховная Рада намерена обязать всех граждан с 1 января 2013 года заключать договоры с юридическими лицами на вывоз бытовых отходов. За соответствующий законопроект в первом чтении проголосовал 251 депутат при минимально необходимых 226.

Парламент намерен ввести штрафы для тех граждан, которые не заключат соответствующие соглашения, от 5 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85-170 гривен) и для должностных лиц - от 50 до 100 необлагаемых минимумов (850-1 700 гривен).

Если такие действия будут повторены в течение года, то планируется установить штрафы 50-100 минимумов (850-1 700 гривен) для граждан и 100-300 минимумов (1,7-5,1 тыс. гривен) для должностных лиц.

Кроме того, Рада намерена обязать граждан и компании, вывозящие мусор, обеспечивать раздельный сбор бытовых отходов.

Так, парламент намерен запретить с 1 января 2016 года захоронения отходов, которые не были обработаны или переработаны.

В качестве ответственности за нарушения этой нормы планируется ввести штрафы для граждан в размере 100-300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (1,7-5,1 тыс. гривен) и для должностных лиц - 300-500 минимумов (5,1-8,5 тыс. гривен).

Если такие действия будут повторены в течение года, то штрафы предполагаются 300-700 минимумов (5,1-11,9 тыс. гривен) для граждан и 500-1 000 минимумов (8,5-17 тыс. гривен) для должностных лиц.

Основной целью законопроекта является стимулирование в Украине экологических инвестиций, развитие сферы обращения с отходами, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов и альтернативного источника энергии. Инициаторы законопроекта - депутаты Юлия Левочкина и Юрий Мирошниченко (оба - фракция Партии регионов).

Напомним, в конце апреля Министерство регионального развития и строительства запланировало повышение тарифов на вывоз бытовых отходов.
http://ukranews.com
Сообщений: 397
Законом № 4766-VI , действующим с сегодняшнего дня, предусмотрено, что приватизированные каждым из супругов жилье и земельный участок является личной, индивидуальной собственностью каждого из них.

Таким образом, правовые нормы, регламентирующие принадлежность супругам приватизированного в браке имущества, вернулись на круги своя. Когда-то СК не содержал положений об «общем совместном» статусе приватизированного и подобное имущество рассматривалось как принадлежащее каждому из супругов отдельно.

Внесенные в Семейный кодекс по этому вопросу изменения привели к абсурдной ситуации, при которой супруг-иностранец получал право на половину того, что приватизировал (получил от государства бесплатно) супруг с украинским гражданством.

Спохватившиеся депутаты внесли на рассмотрение законопроект № 8639 (и приняли его в качестве закона), предусматривавший, что приватизированная земля не может быть общей совместной собственностью супругов, если один из них - иностранец.

Однако Президент ветировал принятый Закон со своими предложениями. Предложения его изменили не только название Закона, но и саму его сущность. Глава государства исходил из того, «приватизацию жилья и земельного участка следует рассматривать как персонифицированные правовые отношения между государством и гражданином Украины, которые возникают по поводу безвозмездной передачи государственного имущества четко определенному владельцу». Таким образом, имущество, приобретенное гражданином Украины во время приватизации, имеет признаки личной собственности каждого из супругов. И не только в том случае, если второй из супругов - иностранец.

Вступивший в силу Закон № 4766-VI является следствием принятия законодательным органом президентских предложений.
http://jurliga.ligazakon.ua
Сообщений: 397
Закон не будет регулировать распространения аудиовизуальной информации на веб-сайтах соцсетей

Рабочая группа Комитета по вопросам свободы слова и информации подготовила концепцию законопроекта о телевидении и радиовещании, который предусматривает изложение действующего закона в новой редакции.

Согласно Концепции, цель новой редакции Закона «О телевидении и радиовещании» - обеспечение свободы выражения взглядов, плюрализма информации и свободной деятельности аудиовизуальных средств массовой информации.

Предметом регулирования новой редакции закона должно быть предоставление аудиовизуальных медиа услуг СМИ и провайдерами программной услуги, которые относятся к юрисдикции Украины, а также государственное управление, регулирование и надзор в сфере телерадиовещания, в том числе порядок формирования состава, полномочия и процедуры деятельности Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. В связи с принятием нового закона прекратит действовать Закон «О Национальном совете Украины по вопросам телевидения и радиовещания».

Планируется, что законом не будет регулироваться распространения аудиовизуальной информации:

- на веб-сайтах, где контент генерируется пользователями, в том числе веб-сайтах социальных сетей, блогах, личных веб-сайтах;

- на сайтах, которые информируют о текущих событиях, на сайтах зарегистрированных печатных СМИ, информационных агентств, если аудиовизуальная информация не является их основным информационным продуктом;

- путем ретрансляции на сайте телерадиоорганизации ее передач;

- в виде корреспонденции, направляемой с использованием телекоммуникаций;

- в виде он-лайн игр;

- путем трансляции или ретрансляции для приема в пределах одного дома;

- путем ретрансляции с использованием телекоммуникационной сети, если количество лиц, получающих доступ к аудиовизуальной информации, не превышает 250.

Выдача лицензии на эфирное вещание будет осуществляться путем проведения аукциона - лицензию получит предприятие, которое будет отвечать определенной Национальным советом программной концепции вещания, другим обязательным условиям, и которые предложит наибольшую цену за получение лицензии.

Документ содержит также норму, согласно которой государство должно способствовать развитию общественных вещателей наряду с коммерческим и общественным телерадиовещанием. При этом формами содействия должны быть: предоставление лицензии вне аукциона, низкие тарифы на услуги провайдера, возможность предоставления бюджетного финансирования и т.п..

Предполагается, что Национальный совет будет устанавливать предельные тарифы на услуги провайдеров многоканальной сети цифрового эфирного вещания (цифрового мультиплекса), в том числе отдельно для общенационального, регионального и местного вещания.

Кроме того, Концепция содержит положения об отмене государственной регистрации субъектов информационной деятельности, обязательности редакционных уставов и редакционных советов.

По информации пресс-службы ВР.
ligazakon.ua
Сообщений: 2
Правда что регистрация покупаемого автомобиля с 01.01.2013 года будет стоить 500 грн.?
Сообщений: 397
Вступил в силу закон о запрете курения в общественных местах
В Украине с сегодняшнего дня, согласно принятому 24 мая Закону "О внесении изменений в некоторые законы относительно совершенствования отдельных положений об ограничении мест курения табачных изделий", запрещено курение во всех общественных местах.

Законом, в частности, запрещается курение табачных изделий, а также электронных сигарет и кальянов в лифтах и таксофонах; в помещениях и на территории учреждений здравоохранения; в помещениях и на территории учебных заведений; на детских площадках; в помещениях и на территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и в заведениях физической культуры и спорта; в подъездах жилых домов; в подземных переходах; в транспорте общего пользования, который используется для перевозки пассажиров; в помещениях заведений ресторанного хозяйства; в помещениях объектов культурного назначения; в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений; на стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств.

Запрещается, кроме специально отведенных для этого мест, курение табачных изделий в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности; в помещениях гостиниц и аналогичных средств размещения граждан; в помещениях общежитий; в аэропортах и на вокзалах.

Владелец, уполномоченные им лица или арендаторы соответствующих сооружений или отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10% общей площади соответствующего сооружения или помещения, которые должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма.

Штраф для владельцев заведений, в случае нарушения запрета на курение, составляет от 1 тыс. до 10 тыс. грн.

По материалам УНИАН
Сообщений: 397
Согласно Закону № 5037-VI, с 1 января 2013 года в Украине государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество (земельные участки, жилые дома, квартиры, здания и сооружения и т.п.) будет проводиться по упрощенной процедуре по принципу «единого окна». Регистрацию будут проводить госрегистраторы прав на недвижимое имущество и нотариусы. На сегодня в Украине создано 583 органы государственной регистрации прав, в которых работает 2646 государственных регистраторов. Количество государственных и частных нотариусов составляет 6835 лиц.

Органами государственной регистрации прав будет осуществляться «первичная» регистрация вещных прав на недвижимое имущество (новопостроенных домов, квартир в новостройках или формирующихся земельных участков), а также всех прав на недвижимое имущество, возникших до 1 января 2013 года.

Орган госрегистрации прав по местонахождению недвижимого имущества будет регистрировать соответствующие права и выдавать свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество. Сроки регистрации не будут превышать 14 рабочих дней с момента подачи соответствующего заявления. Право собственности на земельный участок будет осуществляться после госрегистрации этого земельного участка в Государственном земельном кадастре.

Кстати, на сайте Государственной регистрационной службы размещен специальный Справочник для пользователей регистрационными услугами, в котором можно ознакомиться с адресами органов госрегистрации прав, предоставляются разъяснения и т.д.

Нотариусами будет регистрироваться переход права собственности на недвижимое имущество, то есть, будет осуществляться «вторичная» государственная регистрация недвижимости. При удостоверении договоров купли-продажи, мены, дарения недвижимого имущества и земельных участков, приобретения права собственности на унаследованную недвижимость и т.д нотариус будет осуществлять одновременно процедуру государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Сведения в Реестр нотариус будет вносить практически «день в день». Будет обеспечено функционирование этой процедуры по принципу «единого окна», когда нотариус лично будет осуществлять государственную регистрацию и будет выдавать выписки из Реестра.

Плата за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и их отягощений установлена в виде государственной пошлины, которая будет одинаковым на всей территории Украины.

Так, за проведение государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество государственная пошлина будет взиматься в размере 7 необлагаемых минимумов доходов граждан (что составляет 119 грн), а за государственную регистрацию других вещных прав на недвижимое имущество, и обременений прав на недвижимые вещи - 3 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть 51 грн.

Права на недвижимое имущество, возникшие и зарегистрированные в установленном порядке до 2013 года, будут признаваться действительными и с 1 января 2013 года. Законодательство не предусматривает обязанности обращаться за их «перерегистрацией» в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. В случае обращения по желанию лица за проведением такой перерегистрации государственная пошлина не взимается.

По информации пресс-службы Минюста.
Сообщений: 397
Приказом от 24.12.2012 г. № 1185 налоговая утвердила обобщающую налоговую консультацию по некоторым вопросам налогообложения физлиц, осуществляющих независимую профдеятельность (частных нотариусов, адвокатов).

Пунктом 178.2 ст. 178 Налогового кодекса предусмотрено, что доходы, полученные в течение календарного года от осуществления независимой профдеятельности, облагаются налогом по ставкам, определенным в пункте 167.1 ст. 167 НК - 15 % базы налогообложения, а в случае превышения десятикратного размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года, ставка налога составляет 17 % суммы превышения.

Согласно пункту 178.3 ст. 178 НК налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разница между доходом и документально подтвержденными расходами, необходимыми для осуществления определенного вида независимой профдеятельности.

В случае неполучения справки о взятии на учет лицом, производящим независимую профдеятельность, объектом налогообложения являются доходы, полученные от такой деятельности без учета расходов.

Окончательный расчет НДФЛ за отчетный налоговый год осуществляется налогоплательщиком самостоятельно согласно данным, указанным в налоговой декларации.

При этом до 1 августа года, следующего за отчетным, самозанятое лицо обязано самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной налоговой декларации (статья 179.7 НК).

Нормами действующего НК не предусмотрен конкретный перечень расходов для физлиц, осуществляющих независимую профдеятельность. Основным критерием для обоснования расходов, уменьшающих доход для определения объекта налогообложения, является их принадлежность и необходимость для осуществления независимой профдеятельности.

Согласно документу, к расходам частного нотариуса могут быть отнесены, в частности:

- аренда рабочего места нотариуса, в том числе его текущий ремонт, оборудование пандуса для подъезда инвалидов;

- страхование гражданско-правовой ответственности частного нотариуса;

- установка, обслуживание и пользование государственными и едиными реестрами;

- изготовление печатей, штампов с текстами удостоверяющих надписей.

Также налоговая указала, что физлицо, осуществляющее независимую адвокатскую деятельность, не может быть предпринимателем в рамках такой адвокатской деятельности. При этом действующим законодательством не запрещено физлицу, которое осуществляет независимую адвокатскую деятельность, быть предпринимателем и осуществлять иную предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом.

При определении совокупного чистого дохода физлиц, осуществляющих независимую адвокатскую деятельность, целесообразно учитывать расходы, связанные с организацией такой деятельности и обусловленные требованиями Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».

К расходам адвоката могут быть отнесены, в частности:

- техобеспечение деятельности рабочего места адвоката и его обслуживание (охранная и пожарная сигнализация, огнестойкий сейф, информационная вывеска, металлические двери или металлические роллеты);

- уплата ежегодных взносов адвокатов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления;

- открытие счетов в банках и их расчетно-кассовое обслуживание (депозитные счета);

- затраты на сбор доказательств, получения выводов специалистов (экспертов) в соответствии с условиями договора о предоставлении правовой помощи;

- расходы на подключение и пользование сетью Интернет;

- почтовые и курьерские услуги, необходимые для выполнения адвокатской деятельности;

- расходы на услуги телекоммуникационной связи, электронные цифровые подписи для ведения бухгалтерского и налогового учета и для представления налоговой отчетности, отчетности в органы статистики, ПФУ, других фондов общеобязательного госстрахования.

jurliga.ligazakon.ua
Сообщений: 397
З 1 січня 2013 року розпочалася кампанія з декларування громадянами свого майнового стану і доходів, отриманих ними протягом 2012 року.

Декларації про доходи прийматимуться до 1 травня 2013 року.

Для зручності обслуговування підприємців Державна податкова служба впровадила сервіс «Заповнення декларації про майновий стан і доходи», що дозволяє заповнити декларацію в електронному вигляду.

Для користування послугою платникові треба буде мати електронний ключ цифрового підпису та відповідне програмне забезпечення, які надаються безкоштовно.

На офіційному веб-порталі податкової служби (www.sts.gov.ua) вже з’явився спеціальний банер, у якому детально пояснюється порядок заповнення декларації та її додатків.
Сообщений: 397
Сегодня, 04.01.2013 г., вступил в силу приказ Минрегиостроя от 28.12.2012 г. № 658, которым вносятся изменения в Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.

Отмечаем, что приказом № 658 Минрегионстрой привел Инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества в соответствие с действующим законодательством.

В частности, документом предусмотрено, что техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества проводится не БТИ, а субъектами хозяйствования, в составе которых работают один или более исполнителей работ по техинвентаризации, прошедшие профессиональную аттестацию в Минрегионстрое.

Кроме того, теперь Инструкция определяет, что техническая инвентаризация проводится в таких случаях:

- перед принятием в эксплуатацию завершенных строительством объектов, в том числе после проведения реконструкции и капитального ремонта;

- перед проведением госрегистрации права собственности на объект незавершенного строительства;

- перед проведением госрегистрации права собственности на объект недвижимого имущества, который образовался в результате разделения, объединение объекта недвижимого имущества или выделения части из объекта недвижимого имущества, кроме случаев, когда в результате такого разделения, объединения или выделения части завершенный строительством объект принимался в эксплуатацию.

В иных случаях техническая инвентаризация проводится по желанию заказчика.

Напомним, что с 1 января 2013 года вступили в силу изменения относительно особенностей госрегистрации прав и обременений недвижимого имущества, согласно которым все права и обременения относительно земельных участков, зданий, строений, сооружений и их частей будут регистрироваться в Едином госреестре вещных прав на недвижимое имущество.

jurliga.ligazakon.ua
Сообщений: 397
ОГОЛОШЕННЯ

ДО УВАГИ АДВОКАТІВ УКРАЇНИ

Щодо початку функціонування

Єдиного реєстру адвокатів України

та надання адвокатами відомостей

На виконання  Закону України «Про адвокатуру та адвокатську діяльність» №5076-VI від 05 липня 2012 року Рада адвокатів України повідомляє про початок  функціонування із 16 січня 2013 року Єдиного реєстру адвокатів України.

Для внесення відомостей до Єдиного реєстру адвокатів України адвокати зобов’язані до 10 січня 2013 року надати наступну інформацію:

1)  прізвище, імя та по батькові адвоката;

2) номер і дату видачі свідоцтва про право на заняття адвокатською діяльністю, номер і дату прийняття рішення про видачу свідоцтва про право на заняття адвокатською діяльністю, із найменуванням  органу, яким  воно прийнято;

3) найменування і місцезнаходження обраної адвокатом організаційної форми адвокатської діяльності, номери засобів зв’язку;

4) адреса робочого місця (офісу ) адвоката, номери засобів зв’язку;

5) інформацію про зупинення або припинення права на заняття адвокатською діяльністю;

6) інформацію щодо несумісності, яка надавалась адвокатами до регіональних кваліфікаційно-дисциплінарних комісій на виконання вимог частини 3 Перехідних положень Закону України «Про адвокатуру та адвокатську діяльність»;

7) інші відомості, передбачені Законом України «Про адвокатуру та адвокатську діяльність».

У разі наявності декількох адрес робочих місць адвоката для внесення до Єдиного реєстру адвокатів України вноситься лише одна, що вказана у заяві адвоката.

До моменту реєстрації усіх рад адвокатів регіонів Адвокати надсилають зазначену інформацію поштою Раді адвокатів України, направивши вказані вище відомості за адресою:

Національна асоціація адвокатів України

Рада адвокатів України

Кловський узвіз, 7 літ А, офіс 6,

м. Київ,  01021

Методична та інша інформація із даного питання розміщена на офіційному веб-сайті Національної асоціації адвокатів України www.unba.org.ua

Голова Національної асоціації адвокатів України,

Ради адвокатів України

Л.П. Ізовітова

http://www.unba.org.ua/news/40074/
Сообщений: 397
1 января вступил в силу приказ ГСА № 103 от 5 сентября 2012 г., которым вносились изменения в Инструкцию по делопроизводству в апелляционных и местных административных судах и Инструкцию по делопроизводству в апелляционном общем суде.

Согласно изменениям, с 1 января 2013 года каждому судебному делу предоставляется единый уникальный номер, который формируется автоматизированной системой документооборота суда автоматически в суде первой инстанции и остается неизменным независимо от прохождения дела в инстанциях.

Структура единого уникального номера дела: код суда первой инстанции (три цифры); через дробь - номер дела по порядку в текущем году; через дробь - год регистрации (две цифры); и в конце - вид судопроизводства (дела административного судопроизводства обозначаются буквой а, уголовного к, об административных правонарушениях - п, гражданского - ц).

http://jurliga.ligazakon.ua/news/2013/1/8/80852.htm
Сообщений: 397
По требованию Правил продажи товаров на заказ вне торговых или офисных помещений, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. №103, интернет-магазины должны заключать договор купли-продажи с потребителями.

На сегодняшний день в законодательстве не дано определение термина «интернет-магазин». Поэтому субъекты ведения хозяйства, которые осуществляют торговлю с помощью сети Интернет, должны руководствоваться требованиями Правил.

Минэкономразвития письмом от 19.11.2012 г. №3502-05/43517-14 предоставило разъяснения относительно работы интернет-магазина.

Как объяснили в ведомстве, Правила утверждены в соответствии с Законом «О защите прав потребителей», которым предусмотрено заключение договора на расстоянии. «Договор, заключенный на расстоянии, - договор, заключенный продавцом с потребителем с помощью средств дистанционной связи, к которым, в частности, относится и сеть Интернет» - отмечается в письме.

Эксперты отмечают, что хоть у правил и благородная цель – защита прав потребителей, нововведения больше похожи на желание взять активно развивающуюся отрасль под контроль.

Напомним, в 2012 году Верховная Рада приняла Закон «О внутренней торговле», разработанный Кабмином. По нему сетевые торговцы обязаны обзавестись офисными помещениями и хранить товары на лицензированных складах. Создатели закона объясняют необходимость этих норм заботой о безопасности покупателей. Пока инициативу правительства отверг президент, наложив на закон вето. Но, как считает член правления Интернет ассоциации Украины Иван Петухов, «причина вето – по-видимому, не попранные права интернетчиков, а другие пункты законопроекта, касающиеся реальной торговли. Нормы, регулирующие онлайн-торговлю, скорее всего, останутся в законе даже после доработки».

Это приведет к уходу с рынка многих мелких игроков и обернется подорожанием товаров и услуг для покупателей, которые будут оплачивать офисы и склады продавцам. Цены поднимутся на 10-15% и будут уже не такими привлекательными по сравнению с оффлайновыми.

По оценкам экспертов, после того как Закон «О внутренней торговле» вступит в силу, закроется примерно треть небольших магазинов, работающих практически с нулевой рентабельностью.

http://inpress.ua/
Сообщений: 397
Проект нового Трудового кодекса Украины, который уже прошел первое чтение и намечен на утверждение в 2013 году, предусматривает ряд нововведений, которые игнорируют право человека не только на отдых, но и охрану здоровья.

Больше всего экспертов возмутили нормы об увеличении продолжительности рабочего дня с 8 до 12 часов и сокращении времени на отдых между сменами до 12 часов, пишет "Зеркало недели".

"Статья 143 ТКУ позволяет установить фактически неограниченную продолжительность рабочего дня и недели. Больше всего дискуссий в научных кругах вызвал тезис об увеличении рабочего времени с нынешних 40 часов в неделю до 48", - рассказал директор Института труда НАМН Украины, академик Юрий Кундиев.

"Рабочий день в любой компании может быть продлен до 12 часов, а при "наличии достаточных оснований" — и больше. Злоупотребления могут быть спровоцированы и тем, что исчерпывающий перечень таких оснований не предоставляется", - отметил ученый.

Единственная "уступка" от законодателей заключается в том, что продление рабочего дня возможно только по письменному согласию того, кто работает. Но, по мнению специалистов, это просто "филькина грамота".

"Пусть попробует не согласиться! В условиях безработицы такое уточнение воспринимается как насмешка", - возмущен Кундиев.

Научные эксперты убеждены, что эти статьи законопроекта несут прямую угрозу здоровью людей. Еще основатель российской школы физиологов Иван Сеченов обратил внимание на то, что оптимальное соотношение в цикле "робота-отдых" природой заложено в работе сердца человека.

"Продолжительность систолы и диастолы по обыкновению имеют соотношение 1:2. При таком ритме сердце работает практически без переутомления на протяжении всей жизни человека. Это соотношение, аппроксимированное на 24-часовой цикл жизни, дает основания считать физиологически обоснованной именно восьмичасовую продолжительность рабочего времени в течение суток. Таким образом, восьмичасовой рабочий день стал основополагающим требованием в отстаивании прав трудящихся", - пояснил Кундиев.

Эксперты, правозащитники, профсоюзные деятели утверждают, что проект Трудового кодекса не согласовывали с общественными организациями, не было проведено ни одного публичного обсуждения, презентации или дискуссии. Проект так и не представили на рассмотрение Международной организации труда. Несмотря на это, он уже готов ко второму чтению.

http://gazeta.ua
Сообщений: 9
Условие об увеличении срока исковой давности может содержаться в письмах сторон, - ВХСУ

ВХСУ разъяснил судам некоторые вопросы практики применения исковой давности в решении хозяйственных споров.

Как уже сообщала ЮРЛИГА, на пленуме, состоявшемся 29 мая, ВХСУ принял постановление № 10 «О некоторых вопросах практики применения исковой давности в решении хозяйственных споров».

В частности, суд разъяснил, что по смыслу части 2 ст. 9 Гражданского кодекса и части 1 ст. 223 Хозяйственного кодекса исковая давность может применяться к требованиям, вытекающим из имущественно-хозяйственных обязательств, определенных ст. 175 ХК.

Что касается требований, которые возникают по организационно-хозяйственных обязательств (ст. 176 ХК), то исковая давность применяется к той их части, которая по своей правовой природе имеет признаки гражданского обязательства. Соответствующие случаи могут быть, в частности, в отношениях, возникших между: субъектом хозяйствования и собственником, который является основателем данного субъекта; субъектами хозяйствования, которые вместе организовывают объединения предприятий или хозяйственное общество, и органами управления этих объединений; субъектами хозяйствования в случае, если один является дочерним предприятием другого.

Также указано, что частью 2 ст. 223 и ст. 250 ХК установлены сроки применения административно-хозяйственных санкций. Эти сроки не являются исковой давностью, поскольку отношения, в которых они применяются, по своему характеру являются публично-правовыми, и применение этих сроков осуществляется хозяйственным судом независимо от наличия заявления стороны в деле.

Предусмотренный ст. 88 Закон «О нотариате» срок давности совершения исполнительной надписи по своей правовой природе не является исковой давностью, поскольку соответствующее действие выступает как отдельный (внесудебный) способ защиты гражданских прав.

В отношении вопроса истечения исковой давности ВХСУ разїяснил, что частью 3 ст. 267 ГК предусмотрена возможность применения исковой давности, в том числе и специальной, только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения решения судом. Ссылка стороны на истечение исковой давности в процессе кассационного пересмотра судебного решения не считается заявлением. В суде апелляционной инстанции заявить об истечении исковой давности может сторона в споре, которая докажет невозможность подачи соответствующего заявления в суде первой инстанции, в частности в случае, если соответствующая сторона не была должным образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела местным хозяйственным судом. Заявление может быть сделано и в ходе нового рассмотрения дела, который осуществляется после отмены судебного решения (судебных решений) по результатам его кассационного пересмотра.

ВХСУ также отметил, что исковая давность не является институтом процессуального права и не может быть восстановлена (возобновлена) в случае ее истечения, но по предписанию части 5 ст. 267 ГК истец вправе получить судебную защиту в случае признания уважительными причин пропуска срока исковой давности. Вопрос важности этих причин, то есть наличия обстоятельств, которые по объективным, независящим от истца оснований сделали невозможным или существенно затруднили своевременную подачу иска, решается хозяйственным судом в каждом конкретном случае с учетом имеющихся фактических данных о таких обстоятельствах. Относительно физического лица такими причинами могут быть документально подтвержденные тяжелое заболевание, длительное пребывание вне места своего постоянного проживания (например, за рубежом) и т.д. Относительно предприятия (учреждения, организации) указанные обстоятельства не могут приниматься судом во внимание, так как при отсутствии (в том числе и по уважительным причинам) лица, которое представляет его в судебном процессе, соответствующее предприятие не лишено права и возможности обеспечить привлечение к участию в таком процессе другого лица, отсутствие указанной возможности подлежит доказыванию на общих основаниях.
Сообщений: 9
Закон не определяет, по чьей инициативе суд признает причины пропуска исковой давности уважительными. Как правило, это осуществляется по заявлению (ходатайству) истца с указанием соответствующих доводов и представлению надлежащих и допустимых доказательств. Соответствующая инициатива может исходить и от других участников судебного процесса, в частности, прокурора, является стороной.

Разъясняя вопросы применения общей и специальной исковой давности, ВХСУ, в частности, указал, что в отношении требований о взыскании неустойки (штрафа, пени) применяется исковая давность в один год. А при взыскании сумм убытков, причиненных в связи с уплатой неустойки (штрафа, пени), применению подлежит общая исковая давность.

Кроме того, указано, что по правилам части 1 ст. 259 ГК сторонам разрешено по договоренности увеличивать установленную законом как общую, так и специальную исковую давность. Условие об увеличении исковой давности может содержаться как в заключенном сторонами договоре купли-продажи, поставки, оказания услуг и т.п., так и в отдельном документе или в письмах, телеграммах, телефонограммах и других документах, которыми обменивались стороны и которые должны однозначно свидетельствовать о достижении согласия сторон по увеличению срока исковой давности.

Условие заключенного сторонами договора о том, что последний действует до полного выполнения обязательств не является условием об увеличении исковой давности, поскольку последняя по своей правовой природе является определенным периодом времени (часть 1 ст. 251, ст. 256 ГК ), который начинается от конкретного дня и завершается также в определенный момент времени.
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.